анализировать причины
возникновения инцидента на опасном
производственном объекте, принимать меры по
устранению указанных причин и профилактике
подобных инцидентов;
своевременно информировать
в установленном порядке федеральный орган
исполнительной власти в области промышленной
безопасности, его территориальные органы, а
также иные органы государственной власти,
органы местного самоуправления и население
об аварии на опасном производственном
объекте;
принимать меры по защите
жизни и здоровья работников в случае аварии
на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и
инцидентов на опасном производственном
объекте;
представлять в федеральный
орган исполнительной власти в области
промышленной безопасности, или в его
территориальный орган информацию о
количестве аварий и инцидентов, причинах их
возникновения и принятых мерах.
2. Работники опасного
производственного объекта обязаны:
соблюдать положения
нормативных правовых актов, устанавливающих
требования промышленной безопасности, а
также правила ведения работ на опасном
производственном объекте и порядок действий
в случае аварии или инцидента на опасном
производственном объекте;
проходить подготовку и
аттестацию в области промышленной
безопасности;
незамедлительно ставить в
известность своего непосредственного
руководителя или в установленном порядке
других должностных лиц об аварии или
инциденте на опасном производственном
объекте;
в установленном порядке
приостанавливать работу в случае аварии или
инцидента на опасном производственном
объекте;
в установленном порядке
участвовать в проведении работ по
локализации аварии на опасном
производственном объекте.
За выдачу работнику
организации, осуществляющей эксплуатацию
опасных производственных объектов, аттестата
в области промышленной безопасности
уплачивается государственная пошлина в
размерах и порядке, которые установлены
законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии
организация, эксплуатирующая опасный
производственный объект,
обязана:
планировать и осуществлять
мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
заключать с
профессиональными аварийно-спасательными службами или с
профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также
нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
2. Планирование мероприятий по
локализации и ликвидации последствий аварий
на опасных производственных объектах I, II и
III классов опасности, предусмотренных
пунктами 1,
4,
5 и
6 приложения 1
к настоящему Федеральному закону,
осуществляется посредством разработки и
утверждения планов мероприятий по
локализации и ликвидации последствий аварий
на таких опасных производственных объектах.
Порядок
разработки планов мероприятий по локализации
и ликвидации последствий аварий на опасных
производственных объектах и требования к
содержанию этих планов устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Статья
11. Требования к организации производственного
контроля за соблюдением требований промышленной
безопасности и управления промышленной
безопасностью
1. Организация, эксплуатирующая опасный
производственный объект, обязана
организовывать и осуществлять
производственный контроль за соблюдением
требований промышленной безопасности в
соответствии с
требованиями,
устанавливаемыми Правительством
Российской Федерации.
2. Сведения об организации
производственного контроля за
соблюдением требований промышленной
безопасности представляются в письменной
форме либо в форме электронного
документа, подписанного усиленной
квалифицированной электронной подписью,
в федеральные органы исполнительной
власти в области промышленной
безопасности или их территориальные
органы ежегодно до 1 апреля
соответствующего календарного года.
Требования к форме представления
сведений об организации
производственного контроля за
соблюдением требований промышленной
безопасности устанавливаются федеральным
органом исполнительной власти в области
промышленной безопасности.
3. Организации, эксплуатирующие опасные
производственные объекты I или II класса
опасности, обязаны создать системы
управления промышленной безопасностью
и обеспечивать их функционирование.
4. Системы управления промышленной
безопасностью обеспечивают:
определение целей и задач организаций,
эксплуатирующих опасные производственные
объекты, в области промышленной
безопасности, информирование
общественности о данных целях и задачах;
идентификацию, анализ и
прогнозирование риска аварий на
опасных производственных объектах и
связанных с такими авариями угроз;
планирование и реализацию мер по
снижению риска аварий на опасных
производственных объектах, в том числе
при выполнении работ или оказании услуг
на опасных производственных объектах
сторонними организациями либо
индивидуальными предпринимателями;
координацию работ по предупреждению
аварий и инцидентов на опасных
производственных объектах;
осуществление производственного контроля
за соблюдением требований промышленной
безопасности;
безопасность опытного применения
технических устройств на опасных
производственных объектах в соответствии
с
пунктом 3 статьи 7
настоящего Федерального закона;
своевременную корректировку мер по
снижению риска аварий на опасных
производственных объектах;
участие работников организаций,
эксплуатирующих опасные производственные
объекты, в разработке и реализации
мер по снижению риска аварий на
опасных производственных объектах;
информационное обеспечение осуществления
деятельности в области промышленной
безопасности.
5. Требования к документационному
обеспечению систем управления
промышленной безопасностью
устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Статья 12. Техническое расследование причин аварии
1. По каждому факту возникновения
аварии на опасном производственном объекте проводится техническое
расследование ее причин.
2. Техническое расследование причин
аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем
федерального органа исполнительной власти в области промышленной
безопасности или его территориального органа.
В состав указанной комиссии также
включаются:
представители субъекта Российской
Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых
располагается опасный производственный объект;
представители организации,
эксплуатирующей опасный производственный объект;
представители страховщика, с которым
организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, заключила
договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии
с
законодательством Российской Федерации об
обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного
объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
другие представители в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации
или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании
государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и
назначать председателя указанной комиссии.
4. Комиссия по техническому
расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные
организации, экспертов в области промышленной безопасности и
специалистов в области изысканий, проектирования, научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, изготовления оборудования и в других областях.
5. Организация, эксплуатирующая
опасный производственный объект, ее работники, организация, проводившая
экспертизу промышленной безопасности, обязаны представлять комиссии по
техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую
указанной комиссии для осуществления своих полномочий.
6. Результаты проведения
технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором
указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда,
допущенные нарушения требований промышленной безопасности, лица, допустившие
эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации
последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных
аварий.
7. Материалы технического
расследования причин аварии направляются в федеральный орган исполнительной
власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган,
членам комиссии по техническому расследованию причин аварии, а также в иные
заинтересованные государственные органы.
8.
Порядок проведения технического расследования
причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии
устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области
промышленной безопасности.
9. Финансирование расходов на
техническое расследование причин аварии осуществляется организацией,
эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла
авария.
Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности
1. Экспертизе промышленной безопасности
подлежат:
документация на консервацию,
ликвидацию опасного
производственного объекта;
документация на техническое
перевооружение опасного
производственного объекта в случае, если
указанная документация не входит в
состав проектной документации такого
объекта, подлежащей экспертизе в
соответствии с законодательством о
градостроительной деятельности;
технические устройства, применяемые на
опасном производственном объекте, в
случаях, установленных
статьей 7
настоящего Федерального закона;
здания и сооружения на опасном
производственном объекте,
предназначенные для осуществления
технологических процессов, хранения
сырья или продукции, перемещения людей и
грузов, локализации и ликвидации
последствий аварий;
декларация промышленной безопасности,
разрабатываемая в составе документации
на техническое перевооружение (в случае,
если указанная документация не входит в
состав проектной документации опасного
производственного объекта, подлежащей
экспертизе в соответствии с
законодательством о градостроительной
деятельности), консервацию, ликвидацию
опасного производственного объекта, или
вновь разрабатываемая декларация
промышленной безопасности;
обоснование безопасности опасного
производственного объекта, а также
изменения, вносимые в обоснование
безопасности опасного производственного
объекта.
2. Экспертизу промышленной безопасности
проводит организация, имеющая лицензию
на проведение указанной экспертизы, за
счет средств ее заказчика.
Организации, имеющей лицензию на
проведение экспертизы промышленной
безопасности, запрещается проводить
указанную экспертизу в отношении
опасного производственного объекта,
принадлежащего на праве собственности
или ином законном основании ей или
лицам, входящим с ней в одну группу лиц
в соответствии с антимонопольным
законодательством Российской Федерации.
Заключение экспертизы промышленной
безопасности, подготовленное с
нарушением данного требования, не может
быть использовано в целях, установленных
настоящим Федеральным законом.
3. Экспертиза промышленной безопасности
проводится в порядке, установленном
федеральными нормами и правилами в
области промышленной безопасности, на
основании принципов независимости,
объективности, всесторонности и полноты
исследований, проводимых с
использованием современных достижений
науки и техники.
4. Результатом проведения экспертизы
промышленной безопасности является
заключение, которое подписывается
руководителем организации, проводившей
экспертизу промышленной безопасности, и
экспертом или экспертами в области
промышленной безопасности,
участвовавшими в проведении указанной
экспертизы. Требования к оформлению
заключения экспертизы промышленной
безопасности устанавливаются
федеральными нормами и правилами в
области промышленной безопасности.
5. Заключение экспертизы промышленной
безопасности представляется ее
заказчиком в федеральный орган
исполнительной власти в области
промышленной безопасности или его
территориальный орган, которые вносят в
реестр заключений экспертизы
промышленной безопасности это заключение
в течение пяти рабочих дней со дня его
поступления. Заключение экспертизы
промышленной безопасности может быть
использовано в целях, установленных
настоящим Федеральным законом,
исключительно с даты его внесения в
реестр заключений экспертизы
промышленной безопасности федеральным
органом исполнительной власти в области
промышленной безопасности или его
территориальным органом.
6. В целях настоящего Федерального
закона под заведомо ложным заключением
экспертизы промышленной безопасности
понимается заключение, подготовленное
без проведения указанной экспертизы или
после ее проведения, но явно
противоречащее содержанию материалов,
предоставленных эксперту или экспертам в
области промышленной безопасности и
рассмотренных в ходе проведения
экспертизы промышленной безопасности,
или фактическому состоянию технических
устройств, применяемых на опасных
производственных объектах, зданий и
сооружений на опасных производственных
объектах, являвшихся объектами
экспертизы промышленной безопасности.
Заключение экспертизы промышленной
безопасности, признанное заведомо
ложным, подлежит исключению из реестра
заключений экспертизы промышленной
безопасности.
7. Ведение реестра заключений экспертизы
промышленной безопасности осуществляется
федеральным органом исполнительной
власти в области промышленной
безопасности в соответствии с
административным регламентом.
8. Руководитель организации, проводящей
экспертизу промышленной безопасности,
обязан:
организовать проведение экспертизы
промышленной безопасности в порядке,
установленном федеральными нормами и
правилами в области промышленной
безопасности;
обеспечить проведение экспертизы
промышленной безопасности экспертами в
области промышленной безопасности;
обеспечить наличие оборудования,
приборов, материалов и средств
информационного обеспечения, необходимых
для проведения экспертизы промышленной
безопасности.
9. Эксперт в области промышленной
безопасности обязан:
определять соответствие объектов
экспертизы промышленной безопасности
требованиям промышленной безопасности
путем проведения анализа материалов,
предоставленных на экспертизу
промышленной безопасности, и
фактического состояния технических
устройств, применяемых на опасных
производственных объектах, зданий и
сооружений на опасных производственных
объектах, подготавливать заключение
экспертизы промышленной безопасности и
предоставлять его руководителю
организации, проводящей экспертизу
промышленной безопасности;
соблюдать установленные федеральными
нормами и правилами в области
промышленной безопасности порядок
проведения экспертизы промышленной
безопасности и требования к оформлению
заключения экспертизы промышленной
безопасности;
обеспечивать объективность и
обоснованность выводов, содержащихся в
заключении экспертизы промышленной
безопасности;
обеспечивать сохранность материалов,
предоставленных на экспертизу
промышленной безопасности, и
конфиденциальность информации,
полученной в ходе проведения указанной
экспертизы.
10. Эксперту в области промышленной
безопасности запрещается участвовать в
проведении экспертизы промышленной
безопасности в отношении опасного
производственного объекта,
принадлежащего на праве собственности
или ином законном основании организации,
в трудовых отношениях с которой он
состоит. Заключение экспертизы
промышленной безопасности,
подготовленное с нарушением данного
требования, не может быть использовано в
целях, установленных настоящим
Федеральным законом.
Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности
1. Разработка
декларации промышленной безопасности
предполагает всестороннюю оценку
риска аварии и связанной с нею
угрозы; анализ достаточности
принятых мер по предупреждению
аварий, по обеспечению готовности
организации к эксплуатации опасного
производственного объекта в
соответствии с требованиями
промышленной безопасности, а также к
локализации и ликвидации последствий
аварии на опасном производственном
объекте; разработку мероприятий,
направленных на снижение масштаба
последствий аварии и размера ущерба,
нанесенного в случае аварии на
опасном производственном объекте.
Перечень
сведений, содержащихся в декларации
промышленной безопасности, и
порядок
ее оформления определяются
федеральным органом исполнительной
власти в области промышленной
безопасности.
2. Настоящим
Федеральным законом устанавливается
обязательность разработки
деклараций промышленной безопасности
опасных производственных объектов I
и II классов опасности, на
которых получаются, используются,
перерабатываются, образуются,
хранятся, транспортируются,
уничтожаются опасные вещества в
количествах, указанных в
Приложении 2
к настоящему Федеральному закону (за
исключением использования взрывчатых
веществ при проведении взрывных
работ).
3. Декларация
промышленной безопасности
разрабатывается в составе проектной
документации на строительство,
реконструкцию опасного
производственного объекта, а также
документации на техническое
перевооружение, консервацию,
ликвидацию опасного
производственного объекта.
3.1. Декларация
промышленной безопасности
находящегося в эксплуатации опасного
производственного объекта
разрабатывается вновь:
в случае истечения
десяти лет со дня внесения в реестр
деклараций промышленной безопасности
последней декларации промышленной
безопасности;
в случае изменения
технологических процессов на опасном
производственном объекте либо
увеличения более чем на двадцать
процентов количества опасных
веществ, которые находятся или могут
находиться на опасном
производственном объекте;
в случае изменения
требований промышленной
безопасности;
по предписанию
федерального органа исполнительной
власти в области промышленной
безопасности или его
территориального органа в случае
выявления несоответствия сведений,
содержащихся в декларации
промышленной безопасности,
сведениям, полученным в ходе
осуществления федерального
государственного надзора в области
промышленной безопасности.
4. Декларация
промышленной безопасности
утверждается руководителем
организации, эксплуатирующей опасный
производственный объект.
Руководитель
организации, эксплуатирующей опасный
производственный объект, несет
ответственность за полноту и
достоверность сведений, содержащихся
в декларации промышленной
безопасности, в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
5. Декларация
промышленной безопасности,
разрабатываемая в составе
документации на техническое
перевооружение, консервацию и
ликвидацию опасного
производственного объекта, и
декларация промышленной
безопасности, разрабатываемая вновь,
проходят экспертизу промышленной
безопасности в установленном
порядке.
Проектная документация на
строительство, реконструкцию
опасного производственного объекта,
содержащая декларацию промышленной
безопасности, подлежит экспертизе в
соответствии с
законодательством
Российской Федерации о
градостроительной деятельности.
6. Декларацию
промышленной безопасности
представляют органам государственной
власти, органам местного
самоуправления, общественным
объединениям и гражданам в
порядке,
который установлен Правительством
Российской Федерации.
7. Декларация
промышленной безопасности,
представленная в федеральный орган
исполнительной власти в области
промышленной безопасности или его
территориальный орган, вносится в
реестр деклараций промышленной
безопасности в течение пяти рабочих
дней со дня поступления
соответствующих документов.
8.
Ведение
реестра деклараций промышленной
безопасности осуществляется
федеральным органом исполнительной
власти в области промышленной
безопасности в соответствии с
административным регламентом.
Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА III
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
21 июля 1997 года
N 116-ФЗ
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (с изменениями от 5, 7 августа, 7 ноября 2000 г., 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2, 29 ноября, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 28 апреля 2008 г., 7 мая, 25 ноября 2009 г.,
2 октября 2012, 2 июля 2013)
Принят Государственной Думой 14 июля 1995 года 14 июля 1995 года
Настоящий Федеральный закон:
определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации;
устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
1. Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
2. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
3. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
4. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
5. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
6. Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.
7. Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.
Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей
Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.
Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:
принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;
принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
Статья 4. Утратила силу с 1 января 2005 г.
Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.